Особенности национального Юзабилити
Прошло уже довольно много времени с момента появления термина "юзабилити" в рунете, однако понимания и целостного восприятия того, что же это означает, нет. Много моих коллег, практикующих юзабилити-исследования как звено в цепи разработки ресурсов, задают один и тот же вопрос: "А как мне применить то, о чем говорил этот мудрый заморский господин здесь, в России?"
Ответ напрашивается сам собой - никак. Почему? Потому что рунет специфичен. Специфичен, в первую очередь, пользователями. Менталитет наших граждан, привычки и стереотипы отличаются от стандартов, заложенных в методики исследований за рубежом. Это не значит, что вы смотрите телевизор, читаете газеты или одеваете ботинки иначе, чем это делают люди из, скажем, Германии. Речь именно о восприятии информации в сети интернет.
Почему так происходит? Причин много, я же приведу самую существенную, а именно - незнание языков, отличных от родного. Мы сидим в рунете, изредка вылезая в google и натыкаясь на страницы с лунным языком. Не понимаем и возвращаемся обратно. Получается, что интернет для многих пользователей ограничивается рунетом. Задайте себе вопрос - когда в последний раз вы покупали что-то в интернет-магазине, находящемся, скажем, в США? Франции? Верно. Почти все, что нужно, можно найти в яндекс-маркете, что многие с успехом и делают.
Далеко не всем и не всегда необходимо заходить туда, где много непонятных символов и требуют кредитные карты). Как следствие, наш пользователь чаще всего обитает именно на русскоязычных порталах, магазинах, имеджбордах, жжшечках и прочих уютненьких. Как следствие из следствия, формируется довольно стабильная, закрытая среда со своими устоявшимися приемами и спецификой работы.
Так что же делать с теми требованиями, приемами и стандартами, о которых повествуют профессионалы своего дела с лекторских трибун и страниц переведенных книг? Ответ один - переосмыслить полученный материал и максимально адаптировать его под специфику среды, в которой вы работаете, а не слепо копировать все, что говорят. Для начала, сожгите труды Якоба Нильсена, ибо он стар как сотона и давно потерял актуальность. Удивительно, что он до сих пор делает на полках магазинов? Труды Стива Круга советую существенно сократить, оставив от книжки только обложку) Главное ведь мы знаем - чем меньше вы заставляете думать посетителя, тем комфортнее он будет себя чувствовать.
Понимание специфики и умение анализировать информацию приходит с опытом, и этому сложно научить. Но для того, чтобы научиться нужно знать, с чего начать.
Понимание специфики и умение анализировать информацию приходит с опытом, и этому сложно научить. Но для того, чтобы научиться нужно знать, с чего начать.
На данный момент в рунете есть много желающих заниматься юзабилити-исследованиями (профит же!). Кто-то замахивается на полномасштабную экспертизу, кто-то собирает фокус-группы, кто-то тестирует пользователями.
А кто-то копипастит таблицы из гугл аналитикс и считает, что данные сами за себя говорят и обосновывать ничего не нужно - дизайнер посмотрит и сделает как надо.
Перепробовав различные подходы и схемы убедился, что полномасштабные исследования не приносят должного эффекта по нескольким причинам:
Во-первых, концепция полномасштабных юзабилити-экспертиз не вписывается в рамки работы дизайн студий в России. Увеличивает время, затрачиваемое на создание ресурса, причем значительно, что негативно сказывается на количестве выполненных работ. На данный момент практически не существует студий, в которых юзабилити выделялось бы как отдельное направление и обязательный атрибут создания ресурса.
Во-вторых, непонимание клиентом смыла, идеологии юзабилити, сложности полномасштабного исследования и основных аспектов работы. Довольно сложно убедить человека в том, что исследование потребует много времени и, соответственно, серьезных инвестиций.
Во-третьих, пресловутые пользователи. На данный момент у нас нет необходимых институтов, где можно "накопать" себе целевую аудиторию.
Безусловно, это временное явление, и с развитием юзабилити в России эти проблемы будут решаться сами собой, на данном же этапе юзабилити исследования в коммерческой среде не находят отклика.
А кто-то копипастит таблицы из гугл аналитикс и считает, что данные сами за себя говорят и обосновывать ничего не нужно - дизайнер посмотрит и сделает как надо.
Перепробовав различные подходы и схемы убедился, что полномасштабные исследования не приносят должного эффекта по нескольким причинам:
Во-первых, концепция полномасштабных юзабилити-экспертиз не вписывается в рамки работы дизайн студий в России. Увеличивает время, затрачиваемое на создание ресурса, причем значительно, что негативно сказывается на количестве выполненных работ. На данный момент практически не существует студий, в которых юзабилити выделялось бы как отдельное направление и обязательный атрибут создания ресурса.
Во-вторых, непонимание клиентом смыла, идеологии юзабилити, сложности полномасштабного исследования и основных аспектов работы. Довольно сложно убедить человека в том, что исследование потребует много времени и, соответственно, серьезных инвестиций.
Во-третьих, пресловутые пользователи. На данный момент у нас нет необходимых институтов, где можно "накопать" себе целевую аудиторию.
Безусловно, это временное явление, и с развитием юзабилити в России эти проблемы будут решаться сами собой, на данном же этапе юзабилити исследования в коммерческой среде не находят отклика.
ОК, в таком случае нам нужно решение для сегодняшний реалий. На мой взгляд это - юзабилити-экспертиза. Быстро, как следствие, недорого, не нарушает временных рамок и рабочего процесса студии. Оптимальный вариант. Конечно, экспертиза не может сравниться в качественном плане с полномасштабным исследованием, однако в связке эксперт-дизайнер она может принести ощутимые плоды. На мой взгляд это самое выгодное и востребованное направление на текущий момент.
После выбора направления остальное - дело техники. Не забываем про специфичность наших пользователей, их привычки, отработанные схемы тех или иных типовых ресурсов. Помним, что задача эксперта - интерпретировать полученную информацию и выдать результат, адекватно воспринимаемый нашими пользователями, поэтому оглядывайтесь на западные стандарты только в базовом построении логики.
раздел — веб-аналитика ;
Tweet |
Написать отзыв: