Сегодня речь пойдет об одной из тенденций поисковой выдачи системы Яндекс. Суть явления состоит в значительных циклических колебаниях позиций по запросам отдельных сайтов. Моменты колебаний обычно совпадают с моментами введения в действие новых алгоритмов или изменением их параметров.
На интуитивном уровне такое поведение выглядит закономерно. Новый алгоритм, значит, выдача должна меняться. Но интерес вызывает не только факт изменения в момент внедрения алгоритма, а и постепенный возврат на вершину выдачи исчезнувших было сайтов. Яндекс сдвигает или выбрасывает сайты из ТОПа, но они со временем возвращаются подобно бумерангам.
Для иллюстрации приведенного выше утверждения рассмотрим зависимость количества страниц, находившихся в ТОП 10 поисковой системы Яндекс определенное количество дней в течение года (с 23.02.2009 по 23.02.2010). Приведены данные по результатам наблюдения за 73 запросами. Все запросы коммерческие, конкурентные в своих тематиках.
Год был богат на изменения алгоритма Яндекса. Вводились в действия алгоритмы Арзамас(Анадырь), Снежинск, промежуточные их модификации. В эти моменты состав топов существенно изменялся, это видим из левой части графика. Свой вклад внесли «случайные гости топов». На средней и правой части графика данные, сформированные поведением более стабильных игроков. Хотя, их время от времени вытесняли, они возвращались снова.
Попытаемся обозначить причины резких падений и последующих возвратов.
Декларируемая цель разработчиков алгоритмов ранжирования – это улучшение качества поиска. Методы её достижения включают поиск оптимальной комбинации множества факторов ранжирования. Отыскание и использование в алгоритмах новых перспективных наработок и технологий. Таким образом, каждый новый алгоритм или итерация по настройке существующего приносит значимое изменение в учете характеристик сайта, участвующего в ранжировании.
Оптимизаторы, работающие с сайтами в конкурентных тематиках, вынуждены постоянно вести поиск предельно допустимых значений факторов ранжирования. Именно это и является сутью оптимизации. Не достигнув некоторой оптимальной комбинации характеристик, сайт не имеет возможности опередить в выдаче конкурентов. Стоит отметить, что оптимальная комбинация – это не строго фиксированный набор значений, а множество оптимальных решений. Недостаток одних положительно влияющих факторов может быть в некоторой степени компенсирован избытком других.
Таким образом, рассматривая в любой момент времени верхнюю часть поисковой выдачи по конкурентным запросам, имеем набор сайтов с совокупностью факторов ранжирования достаточно близкой к оптимальным в данном случае значениям. При изменении алгоритма множество оптимальных решений формируется заново, границы допустимых интервалов значений для отдельных факторов смещаются. Характеристики, которые находились достаточно близко к старым границам, могут оказаться за пределами нового допустимого интервала и перестать вносить положительный вклад в общую комбинацию, а иногда, и начать оказывать отрицательное влияние. И наоборот, характеристики, ранее не попадавшие в допустимые границы, оказавшись в них, существенно влияют на общую оценку сайта.
Получили чрезвычайно обобщенное объяснение ухудшения и улучшения позиций сайтов в моменты смены алгоритмов. Теперь о возврате утративших позиции сайтов. Реакцией оптимизаторов на изменения в поисковой выдаче является поиск обновленных значений параметров близких оптимальным. Так как оптимизаторы владеют соответствующими инструментами, методиками и навыками, то через определенный промежуток времени им, как правило, удается обозначить новые допустимые значения основных характеристик продвигаемых сайтов.
Справедливости ради отметим, что клиенты, заказывающие услуги оптимизации и продвижения, не всегда спокойно переносят период поиска нового решения. Но обращение к услугам других специалистов — это чаще выдача некоторой легальной временной форы, используемой новой командой для поиска решения проблемы.
Феномен постоянного возврата продвигаемых сайтов в ТОП выдачи по конкурентным коммерческим запросам представляет Яндекс как поисковую систему несколько в ином аспекте. Его роль как агрегатора информации снижается. То есть, какие бы новые и совершенные алгоритмы не использовались, пользователь находит в итоге одни и те же компании. Большую роль играют желание владельцев сайтов, представляющих бизнес, видеть свои ресурсы в ТОПе, успешная работа оптимизаторов по определению факторов ранжирования и воздействию на них.
Что же Яндекс? Он, по сути, определяет не то, что найдет пользователь по коммерческому запросу, а то, как эта найденная информация будет выглядеть. Будет ли это развернутая статья или небольшой текст-определение или страница будет о другом предмете, но на ней встретится нужное слово. Последний случай, конечно же, отнесем к временным затруднениям и неудобствам.
Написать отзыв: